Летом 2011 года мы познакомились с небольшим семейным бизнесом, который челночным способом привозил с Европы карнавальные костюмы и продавал их в бизнес-центре на Невском проспекте в Петербурге. У заказчика имелся сайт-витрина, который он хотел переделать в интернет-магазин. Мы же видели решение - в комплексной автоматизации бизнеса.
Сам сайт заказчика, как онлайн витрина, на момент начала работ над проектом был в удовлетворительном состоянии. Плохо было то, что у Заказчика не существовало никакого учета: информация о прошлогодних продажах, остатках на складе, закупочных ценах – всё это было в разных файлах, емайлах или головах.
Тем, не менее, у этой ситуации, существовал и большой плюс. Не связанные старыми наработками, мы могли создавать систему продаж с нуля, сразу внедряя эффективные решения.
Главная видимая проблема, которая серьезно раздражала посетителей интернет-магазинов – это неактуальное отображение цены и количества товаров доступное для покупки. Происходило это потому, что сайт существовал как отдельная сущность бизнеса. Текущий учет происходил в базе 1С или excel, а на сайт изменения вносились случайным образом. И это при том, что сайт уже тогда был основным источником потенциальных клиентов!
Революционность нашего подхода заключалась в том, чтобы кардинальным способом избавиться от расхождений двух баз - объединив базу сайта и склада в одну. Как? Подробности в нашей статье на хабре.
Это решение доказало свою жизнеспособность во много изменив взаимоотношения Заказчика и его клиентов. Имея централизованное хранилище информации, мы создали интерфейсы для:- покупателей –
таким интерфейсом стал новый удобный интернет-магазин;
- сотрудников Заказчика в розничном магазине - админка сайта с возможностью работы сканером
штрих-кодов;
- операторов коллцентра, чтобы обзванивать поступающие
с сайта заказы.
- складских сотрудников, упаковывающих подтвержденные
операторами заказы.
И наконец, за всеми процессами в любое время суток, из любого уголка планеты может наблюдать Заказчик.
Чтобы оценить общую производительность полученной системы скажем, что после увеличения продаж в 2 раза в 2010-2011гг, и в дальнейшем с 2012 по 2015 год ещё в 5 раз - не потребовалось изменять численность сотрудников. Получается, что такая автоматизация бизнес процессов сэкономила 2-3 млн. рублей Заказчику только на фонде оплаты труда.
Увеличиваем продажи
В поисковых системах позиции сайта изначально были хорошие, поэтому основные усилия прилагали, чтобы развить этот успех.
Одновременно хотели привлечь больше посетителей на сайт не и уронить конверсию с сайта.
Для этого мы:
- Систематизировали базу данных с товарами заменив
текстовое поле с описанием на 38 формализованных свойств товара.
- Добавили в интернет магазине систему фильтров
- Оптимизировали код, уменьшив скорости загрузки
сайта с 1.3 до 0.2 секунд
- Увеличили количество категорий товаров с 20 до 450.
- Проанализировав в метрике типичные задачи
посетителей мы обеспечили посетителям три механизма поиска товаров:
- подбор карнавального костюма по полу и по размеру;
- по названию с использованием лингвистических алгоритмов и поискового движка sphinx
- расширили структуру каталогов на основе ключевых слов.
- Внедрена система персональных рекомендаций,
основанная на предыдущих действиях посетителя.
Поисковым системам это нравится :) количество посетителей выросло за 5 лет в 6 раз.
Кроме того у Заказчика внедрена: VoIP телефония и внешний колл-центр, интеграция с курьерской службой и платежной системой, приведен в цивилизованный вид бухгалтерский учет и внешние закупки.
Небольшой семейного бизнеса через полгода стал высоко автоматизированным предприятием, участие Заказчика в текущих процессах снизилось в десятки раз.
Прибыль против выручки
Проведенный маркетинговый анализ рынка показывал, что спрос на карнавальные костюмы неэластичный, поэтому Заказчику настойчиво рекомендовано увеличить в 2 раза розничные цены. Это решение оказалось судьбоносным ведь до поднятия цен бизнес финансировался в долг и Заказчик имел все шансы разориться по итогам работы 2011 года. Изменив ценовую политику Заказчик рассчитался с долгами и получил чистую прибыль.
КПД
Основные работы по проекту выполнены во второй
половине 2011 года и обошлись Заказчику в 800т.р.
Чистая прибыль от внедрения в
течение 5 лет - 15 млн. рублей